04 Июня 2009 00:05:00

Сталкеры с Заводской

Улица Заводская, расположенная в черте города, блокирована с четырех сторон: слева - наземной трубой с горячей водой под давлением 16 атмосфер, справа - высоковольтной линией электропередачи; в начале - ямой, в конце - терриконами. Рядом с этими многометровыми черными кучами промышленных отходов расположено около сотни частных домов, в которых живут люди, называющие себя сталкерами.
0 КОММЕНТАРИЕВ

- Нашей улицы фактически не существует, - говорит жительница Елена УВАРХИНА. - Нас должны были расселить в 1973 году, когда здесь прокладывали трубу горячего водоснабжения. По строительным нормам и правилам ее нужно прокладывать минимум в 25 метрах от жилья. А у нас - вон, за окнами висит! Все прогнило, не ремонтируется. Того и гляди, прорвет, как было несколько лет назад. Тогда грузовик снес трубу и кипятком залило четыре дома. Знаете, как решили вопрос? На том месте яму выкопали, чтобы грузовики ныряли под трубой.

Никто не знает точно, но ходят слухи, что тогда квартиры, предназначенные для жителей Заводской, раздали высоким чинам. А про людей забыли.

Девятилетний Кайсар КОМБАЕВ не знает, кто такие сталкеры, но согласился быть моим проводником в мире Заводской, который сам называет страшным и опасным.

- Я покажу тебе шалаши, которые мы строим в кустах, где были разрушенные дома, - обещает он, - но только иди по дороге прямо за мной, рядом с забором, а то здесь знаешь, как машины мчатся! Бетономешалки огромные! Не наступи на стекла. А еще бойся собак, здесь их много, ничейных.

Мальчишкам здесь играть негде, кроме пустырей и обочин. Ни стадиона, ни поля, ни речки. Поэтому лезут на трубу теплотрассы - летом устраивают по ней догонялки, зимой прыгают с нее в снег. Из достопримечательностей - вонючий колодец и родник, превращающийся в болото. Колодец всегда стоит открытым, сколько бы ни ставили крышек, а родник стекает с горы хлама и бежит по свалке, образовавшейся после того, как всю зиму сюда вывозили снег с городских улиц.

- Мы все хотим с мужиками раскопать здесь, добраться до трубы, - говорит Николай ГУСТОКАШИН, местный житель. - Она ведь соединена с той трубой, по которой к нам поступает вода. Пока напор есть - ничего, а если вдруг отключат - через порыв всосет всю эту гадость - и прямиком в наши дома.

Питьевую воду жители Заводской набирают за километр от своих жилищ: на этих огородах копать колодцы категорически запрещено - подземные воды опасны для жизни!

Кайсар, как и все ребятишки, к концу дня вымазан с ног до головы. Гуля, его мама, зовет помочь - надо постирать одежду и затопить баню для ребенка. Здесь, чтобы устроить стирку, заранее процеживают техническую воду через несколько слоев ткани. На тряпках остается мутная слизь. Стирают в тазу на огороде, затем сушат белье до вечера на улице. До утра никто на веревках ничего не оставляет - иначе вся одежда будет черной от пыли с терриконов.

Трогаю банные тазы и фляги - с внутренней стороны они покрыты той же самой слизью. Другой возможности помыться у местных нет - канализация в дома не проведена.

В 1990-м на Ульбинском металлургическом заводе (УМЗ) случился аварийный выброс бериллия. Тогда депутат гормаслихата Василий САМОЙЛОВ, возглавлявший комиссию по законности и правам граждан, адресовал жителям улицы письмо: “ В Усть-Каменогорске работала правительственная комиссия из Ленинграда под руководством профессора Назарова… Была обследована почва в городе, в том числе и в зоне, прилегающей к свинцово-цинковому комбинату (ныне Казцинк) и УМЗ, застроенной частным и коммунальным жильем. Проведенный анализ показал, что вследствие техногенного воздействия предприятий произошла полная деградация поверхностного слоя почвы (биогумуса). По результатам комиссии Усть-Каменогорским городским, Октябрьским и Ульбинским районными советами народных депутатов на объединенной сессии было принято постановление об объявлении Усть-Каменогорска зоной экологической катастрофы, по которому жилье, расположенное в санитарно-защитной зоне, подлежит сносу… предусмотрено снижение подоходного налога с физических лиц. Таким образом, взимание налога на землю незаконно”.

Но статус зоны экологической катастрофы городу присвоен не был, и “ заводчане” все эти годы исправно платят налоги. В том числе и на землю, которая не может родить.

- У нас в огородах ничего не растет: ни огурцы, ни редис, ни свекла, - жалуется Раиса ФЕДОСОВА. - На морковь даже смотреть страшно. Картошка, бывает, приживется, но в августе засыхает ботва. Только ягоды поспевают, малина например.

У Василия ЖУКА малина спеет рядом с опорами высоковольтной ЛЭП, которые стоят прямо на его огороде. Провода тянутся над всей улицей.

Мария ЧЕРМАКОВА - одна из самых первых жительниц улицы, переехала сюда в 1950 году. Рассказывает, что в 90-х годах некоторые из ее соседей смогли добиться сноса своих домов и получить квартиры.

- Я недавно написала письмо акиму города, которое подписали три десятка соседей, - рассказывает она. - Получила ответ от заместителя акима Александра КАШИРИНА. Он сообщил, что в ходе своего визита в наш город президент НАЗАРБАЕВ поставил перед местными властями задачу о переселении людей из промзоны. И что наши дома - первые на очереди. А недавно наша соседка Гульнара ИГИСИНОВА от Каширина получила уведомление: ее дом не подлежит сносу. Вот такая у нас аномальная зона!

Замакима Каширин, рассуждая о зонах расселения, не помнил поулочно, кто именно и когда будет обеспечен новым государственным жильем, и сослался на специалистов - разработчиков программы. Одна из них, Татьяна ЩЕРБАНЬ, завсектором жилого фонда отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог, отметила, что Заводская действительно входит в первую очередь расселения, но когда наступит эта очередь - никому не известно.

- Мы переписали жилье в санитарно-защитной зоне, - говорит Щербань. - Это 702 дома. Чтобы людей расселить, нужно построить 16 стоквартирных домов. Там много улиц, близких к заводам. Действительно, Заводская - в первом списке. Но сказать, когда и кто переедет в новые квартиры, мы не можем. Это будет определяться при наличии жилья. В этом году его ввод не предусмотрен.

Прощаясь, Кайсар поделился сокровенным:

- Мама с папой обещают мне отдельную комнату, а то мы живем со старенькой бабушкой. Но только почему-то не начинают строить наш новый дом. Нам обещают, когда мы переедем в квартиру, там не будет собак, пыли и газа.

Наталья ШИМОЛИНА, фото автора, Усть-Каменогорск

Источник: Газета "Время"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии