17 Января 2017 18:59:00

Не сотрёшь

В детской художественной школе – ажиотаж: там объявили о реорганизации.
50 КОММЕНТАРИЕВ
Не сотрёшь
Не сотрёшь
Не сотрёшь
Не сотрёшь
Не сотрёшь
Не сотрёшь
Не сотрёшь
Не сотрёшь
Не сотрёшь
Не сотрёшь
Не сотрёшь
Не сотрёшь
Не сотрёшь
Не сотрёшь

Едва ли не ежедневно проходят собрания родителей, которые возмущаются решением властей, озвученным недавно: мол, «художка» переедет в Дом детского творчества, поменяет статус и буквально станет не школой, а кружком. При том что ДХШ уже 35 лет успешно действует в городе, воспитала не одно поколение художников, дизайнеров, архитекторов, наладило связи с несколькими вузами, куда ребята успешно поступают, известна и в международной среде, участвует в выставках и сама проводит их.

- Говорят, что выпускники больше не будут получать свидетельства установленного образца, и школа перестанет быть школой, - волнуются родители. – Мы рассчитывали, что после четырех лет обучения дети получат преимущества при поступлении в вузы.

Ситуацию разъяснила Мадениет Ахметова, руководитель городского отдела образования:

- Детская художественная школа по форме собственности является КГКП – коммунальным государственным казенным предприятием, и финансируется государством. Каждый год министерство национальной экономики РК решает, что делать с такими предприятиями, варианта три: реорганизовать, оптимизировать (фактически – закрыть) или отдать в конкурентную среду. ДХШ решено реорганизовать. Мы ищем оптимальный вариант, как это сделать, сохранив и штат преподавателей, и воспитанников.

Говорят, где-то в архивах есть информация, что в 1981 году, когда создавалась ДХШ, для неё было специально построено здание, необычное в архитектурном плане. Сейчас в нём располагается городской акимат. В своё время Виталий Метте, экс-глава области, подарил школе здание детского сада в районе Речного вокзала, где она долго и успешно существовала. Площади позволяли приходить на занятия 800 ребятишкам. Сейчас их – 288. В школе 19 сотрудников, из них 10 – преподаватели, все высшей категории. Занятия в ДХШ проходят по типовым правилам, по предметной системе, основных 4 года и есть дополнительная подготовка. Все это позволяет детям получить начальное профессиональное образование.

Сейчас ДХШ базируется в здании 17-й школы, где занимает 7 кабинетов, оборудованных для своих дисциплин. Зарплату сотрудникам выдает бюджет, а все хозяйственные расходы оплачиваются из платы за обучение, как и предполагает формат КГКП.

- Если нас переведут в Дом детского творчества, мы уже не будем школой? Станем кружком? – недоумевает Елена Машкина, и.о. директора ДХШ. – Родители волнуются, спрашивают, а мы не знаем, что ответить.

- В 17-й школе не хватает места для первоклассников, - объясняет Мадениет Ахметова. – в следующем учебном году прибавится ещё 3000 учеников. Эти 7 классов нужны для образовательного процесса. Если ДХШ решено будет перевести в здание Дома творчества, там мы освободим для них 7 кабинетов. Но решение ещё не окончательно, идёт обсуждение. Пока полностью не выясним все нюансы и не найдём такого варианта, который бы учитывал интересы и детей, и сотрудников, и чтобы сохранились устои и традиции школы.

Несколько лет назад, когда «художку» выселяли из подаренного им детсада, сотрудникам и родителям уже пришлось отстаивать школу. В частности, ее предлагали расформировать по нескольким общеобразовательным школам или прикрепить к одной, и тогда заниматься в ней смогли бы только ученики той школы. «Художникам» удалось сохранить учебное заведение для всего города. Что будет сейчас с организацией, имеющей историю, достижения, потенциал, преподавательский состав, но не имеющей собственного здания, - пока неизвестно.

Родительская общественность, беспокоясь о судьбе художественной школы, уже бьёт тревогу. Написаны и отправлены письма в несколько министерств, руководителям города и области.

Источник: yk.kz
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
5
555
17.01.2017 19:21
лучше построим торговые дома или посадим в здание налоговую что бы налоги собирали!
34
О
Ответ
17.01.2017 19:32
Этой стране дети не нужны, потом удивляются , почему отсюда уезжают учится ..Все рекламируют казахстанские ВУЗЫ, дипломы которых не признаются нигде! Отбирают всё , кормя обещаниями на отшибе построить Дом детей или Дом детского творчества....Говорят, где-то в архивах есть информация, что в 1981 году, когда создавалась ДТШ, для неё было специально построено здание, необычное в архитектурном плане. Сейчас в нём располагается городской акимат.... Господа,  из акитама, когда нибудь вы станете старенькими, очень надеюсь, что вы вспомните и о воздухе в нашем городе, о детях, только вот будет поздно....
90
О
Ответ
17.01.2017 19:40
- В 17-й школе не хватает места для первоклассников, - объясняет Мадениет Ахметова. – в следующем учебном году прибавится ещё 3000 учеников...?????????????!!!!!!!!!!!!!!!!!! 3000 первоклассников и все в 17 школу?!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! 
47
!
!!!¡!¡
17.01.2017 20:31
Да, и вот для них не хватает 7 классов. Это, видимо,из того же текста слова что и " ну умер,с таким же успехом мог и дома умереть.,"
5
1
123
17.01.2017 21:02
Нет не все в 17 школу. Но уже сейчас родители учеников 17 школы возмущены тем, что художественная школа большую часть времени пустует, а дети 17 школы учатся в стесненных условиях. Первоклассники учатся в классах, не приспособленных для начальной школы. Так как кабинеты началки занимает художественная школа, работающая три дня недели по три часа. 
-20
А
Анастасия
17.01.2017 22:19
Кто это 3 дня в неделю работает?
6
РУ
родители ученика художки
17.01.2017 23:17
Три раза в неделю по три часа учится один конкретный ученик,а их на сегодняшний день в ДХШ обучается 288.По нормам -в классе должно быть не больше пятнадцати учеников,а их в классах далеко за 20.Дети ,окончившие ДХШ получают дипломы,государственного образца-которые учитываются ,при поступлении не только высшими учебными заведениями нашей страны,но и в зарубежье.Ученики нашей школы постоянно принимают участие в выставках(и занимают призовые места) ,проходящих в России,Казахстане,дальнем зарубежье.Школа-единственная в ВКО,и одна из лучших в Казахстане.В этом году ей 35 лет и все это видимо не является веским основанием для того,чтобы оставить в покое учеников,родителей и коллектив прекрасных преподавателей.Сколько раз уже ее передвигались по городу из здания в здание... Неужели в нашем городе нет места,где бы эта школа могла существовать?(к примеру Дом Дружбы Народов бывший)Неужели управленцам )))) не нужны в будущем квалифицированные,качественно подготовленные специалисты?(к этому же призывал зам.акима- первого сентября!) 
38
НД
не дадим убить искусство!
18.01.2017 01:26
Да об этом постоянно говорит наш Президент, Лидер нации в своих посланиях и стратегиях развития. Видно местные чиновники, его не правильно понимают. Или не понимают вообще. Нужно искать защиты у Президента, ведь дети-это БУДУЩЕЕ СТРАНЫ! Алга Казахстан!
6
Н
Неравнодушный.
18.01.2017 06:47
Вы как то непоследовательны, ищите поддержку у нашего президента, а детей ориентируете в "лучшие ВУЗы РФ"?
-16
1
123
18.01.2017 06:37
А чем ДХШ не нравится в ДТШ? Тем, что все для детей будет бесплатно? И не надо собирать деньги с родителей? Откуда снобизм такой? Мы будем не школой, а кружком!  В ДТШ прекрасные студии, в том числе и художественные и все бесплатно для детей!  Не теряйте связь с ВУЗами. Пусть Ваши дети по прежнему поступают в ВУЗы. Дело что в названии школы, или в таланте ребенка? 
-10
РУ
родители ученика художки
18.01.2017 09:45
Есть огромная разница между кружком и школой !И у родителей должен быть выбор-бесплатно порисует его ребёнок в кружке,или окончить ШКОЛУ, и получит в этой ШКОЛЕ очень хорошее образование-мне очень печально,что представители власти не понимают этой огромной разницы,не пытаются даже вникнуть в суть ,и принимают решения !!!!!!!!
6
З
знаю
18.01.2017 01:14
А Вы думаете 17-я школа резиновая что ли? Если нет то почему туда принимают учащихся из отдаленных микрорайонов, из тех, где есть другие школы, ведь она не предназначена для этого. Она построена для конкретного микрорайона.  Почему дети например  из Согры, пос. Металлург, КШТ и так далее  учатся в этой школе, а не по месту жительства? И неужели 7 классов это проблема у огромной школы и маленького микрорайона? Почему и кто довел ситуацию до этого? Сначала разберитесь.
5
5
5
18.01.2017 06:20
Разберитесь!!! Вы плохо знаете  правила приема в школу. Дети из микрорайона имеют преимущество обучения в школе микрорайона. Дети других микрорайонов тоже могут приняты в школу. А учатся дети других микрорайонов по двум причинам: прекрасная школа и учителя, вторая причина- нехватка мест во всех школах города. Раз детям негде получать основное образование, нужно вернуть им кабинеты!!!!!
-9
З
знаю
18.01.2017 01:19
Нужно теперь очень внимательно разобраться из каких микрорайонов, откуда столько ""первоклассников" и почему, и просто отправить их в первые классы по месту своего жительства. Там есть школы, все расчитано, там они не будут в "стесненных условиях". Этот вопрос нужно поднимать и всех отправлять "по домам".
6
ТК
Трамвайчик который смог
18.01.2017 08:01
А все потому что от стоящей рядом  31 школы избавились и перенесли в нее другую. В общем 
8
5
55
18.01.2017 20:57
Вот представьте себе, я - мама первоклассника и живу не в районе Стрелки. Но мой ребёнок учится в 17 школе потому, что я работаю в этой школе! А так как задерживаюсь на работе допоздна, то для нас лучше, чтобы и ребёнок учился рядом со мной! 
1
Д
Джина
17.01.2017 20:45
Некоторое время назад читала, что и саму ДТШ собираются перевозить к черту на кулички. Зачем переводить ХШ в то место, которое будет переезжать? Кто повезет детей за тридевять земель?  "Все" для детей. Видимость работы у наших руководителей. И понты. Грустно.
14
1
123
17.01.2017 20:49
Нет слов, одни эмоции, как можно такую школу развалить, одумайтесь!Лет 25 назад её закончила моя дочь и с благодарностью вспоминаем директора и всех преподавателей.Пжт.  сохраните школу!
29
СЗ
Статья заказана Художкой
17.01.2017 21:10
На самом деле в художественной школе детей очень мало. На двери висит объявление о наборе. Хожу по вечерам мимо их окон, там два три ребенка. На самом деле они наоткрывали платных студий. А ДХШ просто прикрытие
-25
Н
Наталья
17.01.2017 21:48
Ходите мимо? А внутрь зайти не пробовали? В нашей группе 23 ребенка. Занимаемся во вторую смену. Все кабинеты в это время заняты детьми. То же самое в первую смену.
10
1
123
17.01.2017 22:00
В ДТШ в центре города всем хватит места. И удобно детям добираться.  А в 19 мкрн построят еще один дворец школьников. Для детей  с КШТ и левого берега. 
-7
5
5
17.01.2017 22:04
Подскажите время занятий,  зайду посмотрю когда там жизнь кипит, особенно в 1 смену. 
-5
РУ
родители ученика художки
17.01.2017 22:37
Расписание в художке:вторая смена с трёх до шести,иногда и дольше-три раза в неделю-первая тоже ,так же,но с девяти....учимся пятый год...проходящим мимо -не понять детей,которые мечтают быть архитекторами,художниками и дизайнерами....
11
Н
Неравнодушный.
18.01.2017 07:14
Вы же сами и пишите три раза в неделю. В неделе 7 дней. Значит три учебных дня кабинеты пустуют. А могли бы первоклашки учиться. Их в каждой школе по 32-36 в классе сидит, а по норме 24 должно быть. Им не нужно качественное образование?
-9
В
Василий
18.01.2017 09:20
может дело в том что Школа это Школа,а не кружок. Вы и дома можете лепить из пластилина, вопрос в том , что вы там на лепите 
1
ДН
для невнимательного неравнодушного
18.01.2017 09:30
Выше написано было три раза в неделю по три часа один ученик каждый ученик )занимается....это не значит ,что школа работает три раза в неделю(расписание работы школы есть на сайте ДХШ )
0
АБ
Алиса Браун
20.01.2017 19:51
Я являюсь ученицей старшей группы ДТШ. Не могу с уверенностью говорить про группы маленьких деток, но у более взрослых 3 дня в неделю по 3 часа проходят ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ занятия. В остальное же время двери никто не запирают: желающие (а к ним относятся практически все учащиеся, в частности, моей группы) могут приходить и заниматься хоть каждый день, кроме воскресенья(факт "пустых классов", по вашему мнению, может быть вызван несколькими причинами:1)ученики на доп.занятия приходят в разное время,2)парты располагаются так,чтобы солнце не мешало рабочему процессу, потому не всегда сидящего может быть видно из окна). Да и время не ограничивается 3 часами: никого не выгоняют в том случае, если человек занимается дольше установленного. 
0
РУ
родители ученика художки
17.01.2017 22:46
Расписание на самом деле вы можете посмотреть на сайте ДХШ
0
K
Kristina
17.01.2017 22:42
Что за бред вы несёте?! Каких два, три ребёнка? У меня ребёнок уже какой год ходит на занятия и всегда с удовольствием и желанием! Классы полные. Учителя очень профессиональные и внимательные. Моему возмущению нет предела! Когда ДХШ подарили здание на каком основании его у них забрали?!!!! А теперь получается они в прямом смысле слова бомжи. Верните здание в таком случае и прекратите футболить наших детей с одного места в другое! В наше время нужно развивать интересы детей и их способности.
15
!
!
17.01.2017 21:41
Выселить к чертям акимат и вернуть здание художественной школе! Кого оптимизировать, так только их и сразу столько денег найдется.
50
А
Анастасия
17.01.2017 22:27
Отобрали всё! Дом художников продали. Дет сад забрали. Кабинеты в школе - тоже заберем. Кто пишет в Министерство представление или ходатайство о реорганизации? Не просто так же эта мысль приходит сотрудникам МО?! Дом творчества тоже собрались на кулички перевозить. И все ВО БЛАГО ДЕТЕЙ. Ссылаясь на то что в городе нет земли для школ для дома творчества для детской художественной школы предлагают построить здание для детей в 19 микрорайоне
9
РУ
родители ученика художки
17.01.2017 22:39
Детская Художественная школа-ДХШ 
2
1
1731
18.01.2017 06:54
Начинается отжим школы! 17 - тую ждёт судьба 31 - школы. Дело времени.
7
М
Мнение
18.01.2017 07:07
Идея создать в разных школах художественные классы очень даже неплохая. Тогда к искусству получать дети разных слоев населения. А не только те, кого родители на джипах возят. Создайте равные возможности всем детям города. И не нойте! Работайте  с разными детьми.
-16
1
1212
18.01.2017 09:16
Вот благодаря таким провокаторам в городе бардак. Какие джипы? 35 лет на джипах туда детей возят? Окститесь. По-вашему, только на джипе можно добраться на дополнительные занятия? Нет джипа - получается, ребёнку ни петь, ни свистеть, ни кукарекать? Бедные ваши дети, всё что можно сказать. А уж идея расформировать по разным школам - вообще бред. Сначала ваш отдел надо расформировать по разным акиматовским зданиям, чтобы количество идиотизма везде было равным, а то в вашем здании зашкаливает.
16
В
Василий
18.01.2017 09:23
))) ну анекдот "возят на джипах" - мой ребенок на 2-ух автобусах туда едет сам
4
5
5
18.01.2017 12:39
А будет ему удобно добираться в центре.
1
Ш
Шарапов
18.01.2017 09:54
Вы уважаемый видимо не понимаете, что речь идёт о профильном образовании, а не о кружковой работе. Художественная школа - это начальное художественное образование. Стоимость его кстати вполне доступа практически всем слоям населения - это государственное учреждение. 
9
0
09.04.
18.01.2017 07:42
А действительно, Анастасия вспомнила про дом художника, почему не перевести детей в это помещение, если уж вопрос о помещениях стоит. Акимат очнитесь. Освободите дом художника от непонятно чего. В прошлом году какую то гимназию хотели расформировать для детей с ограниченными возможностями. В этом году художку. У вас там мозги только на разрушение работают? Почему надо делать что-то для одних детей за счет других. Мой ребенок ходил в эту школу, там замечательные учителя. Дети такие шедевры создают. 
12
Э
Эйла
18.01.2017 08:28
Училась в 17 школе в архитектурном классе, когда шла в 1 класс было 5-6 первых классов. Часто говорили, что школа рассчитана на 1500 учащихся (это в одну смену). Что меня тогда удивляло, так это ... что учится в наш класс ездили 2 парня с КШТ - о_О. Правда, рисовали они потрясно. Один сейчас работает архитектором. От своей фирмы он ездил в Лондон. Такой уровень подготовки, насколько я знаю, есть только в Питере, где художники на каждом углу, особенно на Невском. Параллельно с учебой в школе ходила рисовать в художку. Училась 4 года. И за это время школа меняла здание 3!!! раза.
2
В
Василий
18.01.2017 09:14
Статья 19 пункт 2 Конституции РК "Каждый имеет право на пользование..........., на свободный выбор..... воспитания, обучения и творчества". Вот собственно мы и выбрали - ДХШ. Детская художественная школа -это не кружок, это школа. А сейчас хотят сделать судя по всему кружок. Принимая любое решение, государственные служащие, не забывайте о пункте 1 статьи 3 Конституции РК и постарайтесь сделать так,чтобы о вас добрым словом вспоминал тот самый народ о котором в вышеуказанном пункте написано. А то ни одного положительного воспоминания о вас не имеется. Надо не выслуживаться в угоду кого то,а сделать так ,чтоб всем хорошо было. В этом и заключается сейчас ваша задача
3
G
guest
18.01.2017 09:25
Школу конечно нужно оставлять, после нее дети получают документ, который необходим при поступлении в вузы. При отъединении с Домом творчества, это будет просто кружок, которых очень много. Почему не встал вопрос о возварате здания Дома Пионеров, выселите оттуда АТФ банк? Пусть банк строит себе здание на левом берегу, а дети учатся в центре города. Заберите землю у рынка, и верните  Начальную школу в Согре. Или все уже закрыли глаза, что начальную школу снесли, построили на ее территории рынок, а теперь говорят, что земли нет и детям идти некуда.ПОЗОР!!! РАЗВИВАЕТЕ ТОЛЬКО БАНКИ И РЫНКИ!  А детей давайте на левый берег спихнем.
17
Б
белка
18.01.2017 09:51
Сама была выпускницей ДХШ в 1987 году. Эту бедную школу и на Мирный переносили в СШ № 8 и мы дети 11-12 лет по вечерам зимой добирались с Мирного по разным частям города. За весь период работы ДХШ пинали по разным помещениям уже раз 6-7. Оставьте вы их уже в покое. Предоставьте помещение в центре города и будет вам счастье. Все смогут спокойно добираться (а не только на джипах, как тут высказались).Где депутаты - слуги народа, аууу - защитите детей и педагогов
9
Т
Татьяна
18.01.2017 10:49
Зачем вообще государству заботится о детях, от них ведь никакого дохода, расходы одни. Правильно, давайте, всё отбирайте у детей- сады, школы,сейчас художку, следующий на очереди что? Дом детского творчества? Пусть наши дети занимаются в каких нибудь сырых подвалах зачем им красивые и современные здания, в красоте и комфорте должны распологаться торговые центры, банки и акиматы, дети обойдутся подвалами, лучше где-нибудь в степях за городом.
8
A
art
18.01.2017 11:51
Когда-то я училась в ДХШ, всегда эта школа мешала кому-нибудь, преподаватели ДХШ - это талантливые художники и архитекторы, члены союза художников Казахстана. Старая гвардия когда-то привезла свои знания из московских вузов. В школе детей учат грамотному изобразительному искусству профессионалы, понимаете...готовят к поступлению по специальностям. Поэтому и выдают после окончания дипломы. А что хотят теперь...кружок умелые ручки((((((
5
Л
ЛичноеМнение
18.01.2017 12:26
А что вы хотели от нашего государства?  Оно такое,...антинародное.Кто-то сразу раскусил, кто-теперь, кому-то еще предстоит сделать это открытие.Нет национальной идеи. Подменена традициями и искоренением  всего советского. Зато западные схемы на ура идут. Руководство своими решениями постепенно разрушают страну. Процесс долгий и его можно затормозить. Но людей, кто это может сделать и близко не подпускают к политике. "А настоящих буйных мало... вот и нету вожаков"((( В. Высоцкий
12
А
Анастасия
18.01.2017 16:55
Нам художественные школы нужны хотябы для того чтоб перед всем светом не позорится с такими символами Экспо-2017 которые у нас есть. Без слезы не глянешь
1
К
кира
18.01.2017 17:53
когда то, нашу художку так же перевезли из центра на Мирный, в результате часовых ожиданий автобуса, с окаченевшими пальцами, было уже не до творчества.Пришлось бросить. Итог - в ОГИС с 4-го раза! это хорошо, что я настырная, а сколько людей не смогли реализовать свой талант творца? Разумеется, 7 кабинетов решит проблему 3 тыс. школьников!)) Скольким людям пригодились знания средней школы? Лично я сразу за порогом оставила все тангенсы-котангенсы и больше они мне в жизни никаким боком не пригодились! Ничего, кроме комплексов, мне там не развили. Читать, писать и считать научили и всё - вперёд к профессиональному обучению! Лучше бы реорганизацией среднего образования занялись! Господа, сильные мира сего, обернитесь! весь материальный мир  вокруг создали мы - художники, дизайнеры! Дайте нам нормально работать! Невозможно творить в постоянных переездах. Творчество процесс тонкий, требующий определённого настроя! Вы же создали условия для спортсменов, не забираете у них стадионы?! Так почему считаете, что можно забрать мастерские у мастеров? Неужели такой богатый регион не в состоянии построить Дом творчества и не дёргать людей с места на место? Вместо того, чтобы поддерживать детей в их тяге к прекрасному, вы лишаете их возможности развиваться! Как сейчас выглядит их досуг? Поисками в интернете приключений. Родители знают какие сайты ребёнок просматривает? Тогда почему мы удивляемся, когда дети уходят в субкультуры, когда их вербуют в ИГ, когда они попадают в руки педофилов?Ребёнку, посвятившему себя творчеству не до того. Помимо школьных заданий, художественное образование с рефератами по истории исскуств, масса творческих домашних заданий . это просто другой мир! я лично знакома с педагогическим коллективом и могу сказать - мало быть талантливым художником, нужно быть гениальным преподавателем ИЗО! именно такой состав там подобран - каждый специалист незауряден и уникален! Люди работают на результат, с полной отдачей,  и дай бог тем, кто принимает столь радикальные решения о реорганизации данного учебного заведения, благоразумия! Развалить всегда успеете!(( Сумейте сохранить то, что не вы создали!
3
5
55
18.01.2017 21:20
Если государство разрушает школы, оно будет вынуждено строить тюрьмы. Я не говорю, что художественную школу нужно обязательно оставить в школе 17. Но для неё обязательно должно быть помещение, в которое нетрудно добраться из любого конца города. Нужно дать ей это помещение и оставить в покое! И оставить статус школы. Пусть дети спокойно учатся создавать красоту:  это облагораживает их души. Такие дети не пойдут по пути преступлений. И в интересах нашей прекрасной страны, чтобы таких детей становилось больше и больше. Ведь никто не выгоняет, например, музыкальные школы из их зданий. Почему же считается в порядке вещей гонять художников туда-сюда? Что это за пренебрежительное отношение к талантам? Ведь, может быть, чья-то судьба - это именно живопись, архитектура. Разве это так неважно для нашего государства? Его задача - помочь, а не разрушать. 
6
Л
Лиса
19.01.2017 16:44
правильно, давайте, разрушим, что еще не разрушили (сарказм). ведь был же Дом художника - отдельное здание, в центре города - так нет же, разодрали на мелкие кусочки - нам же офисы с торговыми домами (которые полупустуют) важнее
0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии