04 Сентября 2015 09:34:00

Учёба по-новому

О новом стандарте казахстанских школ.
20 КОММЕНТАРИЕВ

1 сентября прозвучал первый звонок, который возвестил о начале образовательной реформы в Казахстане: с этого дня сразу тридцать школ республики перешли на новый образовательный стандарт, принятый в большинстве передовых стран мира, – 12-летнее обучение.

Увеличился не только срок учебы в школьных стенах, кардинальные изменения произошли в учебных программах и методиках, в классах установлено инновационное оборудование, а дети будут заниматься пять дней в неделю, при этом каждый урок будет длиться на десять минут короче, чем в обычных школах. Но суть реформы, конечно же, гораздо глубже. Новая программа рассчитана не только на то, чтобы дать детям знания, но и выработать у ребенка желание самому искать дополнительную информацию и, тем самым, развиваться самостоятельно. В настоящее время мировые обучающие программы шагают семимильными шагами, и Казахстан не должен отставать. Это, считают «отцы» реформы, поможет Казахстану стать еще более конкурентоспособным и войти в тридцатку самых развитых стран мира.

К новым стандартам подготовились и педагоги: учительский корпус прошел специальную подготовку, все лето педагогов обучали в Астане. В течение всего года за экспериментом будут тщательно наблюдать представители министерства науки и образования республики. И если пилотный проект оправдает ожидания, то уже со следующего года все первоклассники начнут обучение по 12-летней программе.

Концептуальная реформа

Как известно, республиканский закон «Об образовании» вводит новые концептуальные подходы в развитие образования, в частности, переход на 12-летнее среднее образование, реструктуризацию системы профессионального образования, создание трехступенчатой модели подготовки кадров высшего и послевузовского образования (бакалавриат - магистратура - докторантура PhD), развитие национальной системы оценки качества образования, повышение статуса педагогического работника. В свою очередь, Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан является основным документом, отражающим цель, задачи, принципы организации и направления системы среднего общего образования страны.

Основным капиталом общества в наш век глобализации, высочайшего темпа развития новых технологий, которые кардинально меняют образ жизни, становится способность человека к созидательной деятельности. В этой связи одной из наиболее актуальных проблем казахстанского общества становится формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность. В этих условиях креативность, активность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности становятся главными требованиями. Эксперты констатируют, что содержание нынешней общеобразовательной модели безнадежно устарело: да, она предусматривает получение учащимися знаний, умений и навыков по областям отдельных учебных предметов. Но, увы, в нашем быстро меняющемся, динамичном, развивающемся семимильными шагами мире этого совсем недостаточно для компетентного участия в жизни. При этом информационная перегруженность содержания школьного образования, как правило, ведет к снижению мотивации обучения и, что немаловажно, к ухудшению здоровья учащихся.

Опыт передовых стран доказывает необходимость опережающих темпов развития среднего общего образования, которое способно обеспечить подготовку выпускников школ к успешному участию в экономической и общественной жизни. Вместе с тем немаловажно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, имеются в виду его социализация, сбережение его психического и физического здоровья. Концепция 12-летнего среднего общего образования в Казахстане преследует цель определить стратегию развития и пути обновления системы среднего общего образования республики Казахстан в условиях 12-летней школы. Раскрытие целей, задач, структуры, содержания образования и особенности организация учебно-воспитательного процесса в 12-летней школе, а также подготовка финансово-экономического обоснования перехода на 12-летнее образование – вот основные задачи Концепции.

Ускорение темпов развития общества, переход к постиндустриальному информационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия, а также возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены в результате международного сотрудничества, привело к тому, что в системе образования развитых стран наметились тенденции обновления философии и методологии образования. Произошли заметные изменения методов конструирования содержания образования, выработки более совершенных моделей содержания образования, поисков эффективных способов управления образованием. Поэтому одним из стратегических направлений мирового образования в настоящее время является преодоление традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой - развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников.

Вместе с тем надо отметить, что в казахстанской средней общеобразовательной школе за последние годы произошли разительные перемены, приведшие к заметному изменению ее облика. Крупные шаги сделаны в пользу обновления системы образования, в частности, разработаны и внедрены государственные общеобязательные стандарты образования, внедрена трехступенчатая модель высшего образования на основе кредитной технологии, внедрено вариативное образование, начата работа по разработке критериев оценки качества образования.

Однако следует признать, что эти усилия и достигнутые результаты не всегда обеспечивают устойчивый экономический рост и развитие человеческого капитала. По мнению аналитиков, факторами, негативно влияющими на уровень развития системы образования Казахстана, остаются: 1) отсутствие в школьном образовании диагностичного целеполагания;

2) ориентация на получение формальных результатов, а не на развитие личности;

3) сохранение устаревшей системы оценивания учебных достижений, которая не носит стимулирующий характер, не обеспечивает объективность и приводит к стрессовым ситуациям;

4) недостаточное развитие у старших подростков личностных, гражданских и нравственных качеств, отсутствие зрелых мотивов самоопределения, низкий уровень осознания собственных интересов и перспектив.

В настоящее время Казахстан активно участвует в мировых интеграционных процессах, и это требует безотлагательной модернизации системы среднего общего образования Республики Казахстан. Соответственно, пересматриваются цели, структура и содержания школьного образования и увеличения срока обучения.

Как известно, сейчас сформировался определенный международный стандарт среднего образования, который рассчитан на 12-летнюю школу. В мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе в развитых странах: США, Япония, Германия, Франция и так далее. Из стран бывшего Советского Союза эту модель выбрали страны Балтии, Беларусь, Украина и Узбекистан. Поэтому, убеждены ученые-педагоги, переход Казахстана на 12-летнее образование позволит успешно решить стратегическую задачу проектирования новой национальной модели образования.

По мнению разработчиков Концепции, главной целью 12-летнего общего среднего образования является формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Предполагаемые результаты образования определены в соответствии с заданной целью в виде следующих ключевых компетенций выпускника:

1) ценностно-ориентационная компетенция - способность ученика адекватно воспринимать окружающий мир,

2) умение находить свою роль в созидательной жизни общества на основе высших этических ценностей, гражданственности и патриотизма.

Это обеспечивает учащемуся умение принимать решения в разнообразных жизненных ситуациях. А самое главное, отмечают разработчики Концепции, - быть патриотом своей Родины, проявлять гражданскую активность, понимать политическую систему, уметь давать оценку происходящим социальным событиям.

Весьма большое значение имеет культурологическая компетенция - обладание познанием и опытом деятельности на основе достижений общечеловеческой культуры и национальных особенностей, позволяющих освоить этнокультурные явления и традиции в обществе, культурологические основы личной, семейной и социальной жизни, а также понимать роль науки в развитии человека и общества, владение эффективными способами организации культурно-досуговой деятельности, что позволит понимать и ценить культуру своего народа и культурное многообразие мира; быть приверженным идеям духовного согласия и толерантности.

В свою очередь, учебно-познавательная компетенция – это комплексная компетенция, обеспечивающая процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащегося. Коммуникативная компетенция предусматривает знание родного и других языков, обеспечивающее владение способами взаимодействия и общения с людьми, в различных социальных группах, исполнение различных социальных ролей в обществе, умение использовать разнообразные объекты коммуникации для решения конкретных жизненных ситуаций, овладения навыками общения на казахском языке как государственном, на языке межнационального общения, на иностранных языках. Также в Концепции выделены информационно-технологическая, социально-трудовая компетенция, компетенция личностного саморазвития.

О структуре и направлениях

Модель 12-летнего среднего общего образования предполагает обновление структуры среднего общего образования, которая заключается в возможности более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса – учащихся и педагогов, рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, создать условия для индивидуализации обучения. Структурно-содержательная модель 12-летнего среднего общего образования организована на основе ряда принципов, в том числе: с учетом возрастной периодизации развития личности; направленности на достижение ожидаемых результатов; преемственности обучения; самостоятельности каждой ступени обучения.

В условиях 12-летнего образования особую значимость приобретает уровень дошкольного образования и воспитания. Эксперты убеждены, что предшкольная подготовка пятилетних детей должна осуществляться с учетом психологических, педагогических, физических, физиологических требований как главных условий качества подготовленности детей для обучения в начальной школе. Согласно новой образовательной модели процесс школьного обучения будет разделен на три ступени: первая ступень среднего общего образования (1-4 классы); вторая ступень (5-10 классы); третья ступень среднего общего образования (11-12 классы).

Основными направлениями обновления содержания образования являются: приведение содержания образования в соответствие с современными запросами социально-экономического развития общества; обеспечение гуманизации содержания образования, его вариативности; обеспечение содержания образования, способствующего формированию ключевых компетенций, направленных на воспитание потребности и умения самостоятельно до­бывать и применять знания на практике; отбор содержания образования, направленный на формирование познавательной мотивации; ориентирование содержания образования на целенаправленное и систематическое приобщение учащихся к научным способам познания и самостоятельным исследованиям; ориентация содержания образования на воспитание уважения к национальной культуре и открытости по отношению к другим культурным истокам. В состав содержания образования Республики Казахстан включены восемь образовательных областей: «Язык и литература», «Математика», «Естествознание», «Обществознание», «Технология», «Искусство», «Физическое воспитание», «Человековедение». Содержание образовательных областей реализуется через учебные предметы, предусмотренные в Государственном базисном учебном плане. По мнению авторов реформы, модель образовательного процесса в 12-летней школе должна формироваться на основе разноуровневого, вариативного содержания образования, гармонического сочетания репродуктивных и творчески преобразующих технологий обучения на основе сотрудничества учителя и ученика.

Новая образовательная модель предполагает значительные изменения в деятельности педагога. Целями деятельности учителя определены: проектирование целей конкретного учебного процесса с учетом ключевых и предметных целей образовательной области; конструирование учебного процесса соответственно требованиям образовательного стандарта с ориентацией на решение комплекса задач по организации усвоения учебного материала; подготовка учебных материалов и организация обучения в соответствии с учебными целями; использование потенциала информационной среды для проектирования учебного процесса и практической реализации; регулирование личностно-деятельностной направленности усвоения учебного материала учащимися; создание полноценных условий для организации опережающего развития учащихся (достижение зон ближайшего развития); создание атмосферы психологического комфорта и поддержки, стимулирование положительных эмоций от достижения индивидуальных результатов в виде компетенций; поиск возможностей расширения образовательного пространства учащихся для приобретения ими субъективного опыта по использованию полученных знаний и приобретения готовности к самообразованию, самоопределению и самореализации и ряд других.

В настоящее время Казахстан в силу разных причин испытывает сложности с педагогическими кадрами. Поэтому важнейшей целью государственной кадровой политики является создание интеллектуального и профессионального ресурса, способного обеспечить высокие темпы социально-экономического развития страны, которое невозможно без качественного казахстанского образования. В 12-летней школе особая роль отводится деятельности психолога, которая должна быть направлена на коррекционно-развивающую и просветительскую работу, ориентированную на разновозрастные нормы становления личности учащихся. В соответствии с этим психолог должен владеть необходимыми методиками психодиагностирования, консультирования, коррекции и просвещения.

Вместе с тем для эффективного управления системой 12-летнего образования и обеспечения качества обучения необходимо четкое распределение функций школы, местного сообщества, социальных партнеров и государственных органов управления, говорит в один голос экспертное сообщество. Важной составляющей в управлении школы является обеспечение регулярной самооценки качества образования. В целом же уровень казахстанского среднего общего образования должен соответствовать задачам развития государства и обеспечивать его конкурентоспособность в современном мире. Повышению качества образования должны способствовать совершенствование системы управления, руководства, отчетности и разработки соответствующих документов, система диагностики и мониторинга качества образования, деятельности школ, методическая система обучения, основанная на личностно-деятельностном, компетентностном подходах. Уровень образования также должны «подтянуть» осуществление разумной децентрализации администрирования, управления школами, повышение ответственности семьи, дошкольных организаций за раннюю диагностику детей и создание образовательной среды для их развития с целью обеспечения прав детей с разными нуждами, а также внедрение новой рейтинговой системы оценки качества образования.

«Шаг» в стороны образования

Один из «100 конкретных шагов», обозначенных Главой государства, направлен на поэтапное внедрение 12-летнего образования. В этот период планируется разработка и внедрение новых стандартов среднего образования, которые предусматривают обновление программы школьного обучения для развития функциональной грамотности, внедрение подушевого финансирования в старшей школе, создание системы стимулирования успешных учебных заведений.

Сегодня более 100 школ страны учатся по экспериментальной системе. По словам Нурсултана Назарбаева, к 2020 году переход на 12-летнюю модель обучения будет полностью завершен. «Для этого планируется построить не менее двухсот школ за счет средств республиканского бюджета и столько же - за счет местных бюджетов», - заявил Глава государства в послании народу Казахстана.

Эксперты утверждают, что пример передовых стран показал, что 12-летнее обучение позволило добиться положительных тенденций в плане учебной нагрузки и базового содержания образования. По данным Министерства образования и науки, в 104 школах Казахстана, в том числе в 45 сельских и 59 городских, проходит экспериментальная работа по переходу на 12-летнее обучение. Профильное министерство уже провело необходимые работы по документальной и практической подготовке к изменениям. Утверждены основные положения государственного стандарта образования, который регламентирует основные нормы к составу, структуре содержания для каждого из уровней школьного образования. Кроме того, разработаны учебники и учебно-методические комплексы 12-летней школы с 1-го по 8-й классы.

Экспертное сообщество уверено: переход на 12-летнее обучение позволит интегрировать систему образования Казахстана в мировое образовательное пространство, и создаст необходимые условия для вхождения Казахстана в 30-ку наиболее развитых стран мира.


Дарын АКТАНОВ

Источник: ИА "Bnews.kz"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
K
KZ.CTO.RU
04.09.2015 09:43
Главное не сколько лет учиться, а как учиться и чему учиться )
8
Н
Наболело!
04.09.2015 15:13
10, 11,12,13,15...................... А если серьезно, то написано умнО, креативно, с множеством неологизмов...Но вот на деле то все обстоит совсем не так перспективно и радужно((( Хочется сказать чиновникам, что они до такой степени оторваны от настоящей РЕАЛЬНОСТИ, от того, с какими проблемами действительно сталкиваются педагоги и дети, что вас, чиновники, даже как-то жалко! Живете в каком то выдуманном мире и наверное и вправду думаете, что заботитесь о будущем своего государства. 
20
ТМ
тоже мама
04.09.2015 09:51
а какая школа в наше городе из тех 30-ти перешла на 12-летние образование
2
Й
йцукен
04.09.2015 10:46
Если не ошибаюсь, то 39 школа с прошлого года имеет экспериментальные классы по 12-летке
2
4
4756
04.09.2015 16:58
Иметь-то имеют, вот только пятидневки в этой школе так и нет!
0
Л
лана
04.09.2015 10:01
Ну как всегда перешли новые школы президентские национальные...хоть бы перечислили какие
0
2
2809
04.09.2015 10:16
Я закончила школу в 1994 году, и тогда у нас была 5-ти дневка и уроки по 35 минут.
-1
1
1234
04.09.2015 11:01
закончила в 2001 уроки по 40-45 (не помню точно), пятидневка по 8-10 уроков в день (в 10-11 классе учились по субботам)
0
Г
гражданин
04.09.2015 13:37
закончила школу № 40 в 2001г и мы тоже учились 5 дней в неделю и уроки были 35 мин
0
СУ
Старый учитель
04.09.2015 11:25
Впечатление такое, что, разрушив старую систему образования, теперь не знают, за что хвататься.
43
А
ааа
04.09.2015 12:06
В 5 лет в первый класс?
0
1
111
04.09.2015 12:23
а когда  в школе сделают пятидневку?
2
7
745
04.09.2015 12:24
Все на поверхности ,с детства детей (людей ) загоняют в стрессовую ситуацию , теперь инфарктники и инсультники после двадцати лет будут, план по сокращению населения в действии, не более.
8
Р
Роман
04.09.2015 12:44
Уроды моральные! Вы хотя бы то что сейчас есть в порядок приведите...продленку для нулевых классов вообще убрали....мебели в классах не хватает....просят родителей скинуться купить...бардак одним словом....
18
О
олька
04.09.2015 13:48
12ти летка как в передовых странах мира! ---- и мы туда же стремимся, к такой системе обучения! поэтому их дети незнают где находиься казахстан и что это такое, и кто воевал и победил в 1941-145 годах, ах! какое обучение!
13
Ё
Ёмоё
04.09.2015 14:05
Ну и самый главный принцип образования: успехи в учебе напрямую зависят от толщины кошелька родителей
1
1
123
04.09.2015 16:26
Не стал читать, слишком многа буков.
5
R
Riko
04.09.2015 18:58
"развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде"Динамично развивающаяся среда у нас одна - инфляция и коррупция. Личность будет соответствующая.
10
5
555
05.09.2015 15:56
У нас как всегда приходит новый министр или аким начинает вводить свои новшества предварительно не закончив дела предшественника. В связи с этим их дела часто остаются недоделанными, недоосвоенными, недостроенными и недоношенными.
1
Я
я Объясните почему исчезают группы продлённого дня в школах .Как быть родителям?
06.09.2015 21:59
0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии