03 Июля 2012 16:09:00

Банк ядерного топлива в Усть-Каменогорске

В конце 2012 года Республика Казахстан и Международное агентство по ядерной энергетике планируют подписать договор о создании банка ядерного топлива на территории Восточно-Казахстанской области. Площадка для хранения низкообогащенного урана уже выбрана: свои площади предоставит АО «УМЗ».
0 КОММЕНТАРИЕВ
Банк ядерного топлива в Усть-Каменогорске
Банк ядерного топлива в Усть-Каменогорске
Банк ядерного топлива в Усть-Каменогорске
Банк ядерного топлива в Усть-Каменогорске

Разъяснить ситуацию с банком ядерного топлива взялись Шахворостов Юрий Викторович, председатель правления АО «УМЗ», и Гагарин Александр Евгеньевич, заместитель председателя правления АО «УМЗ».

Для чего это нужно миру

Электрическая энергия по сей день остается достаточно дорогим удовольствием для населения. Именно поэтому атомная энергетика является основой программ энергетического развития целого ряда стран.

Но для того, чтобы ядерные материалы не распространялись по миру в военных целях, МАГАТЭ строго контролирует распространение и использование не только ядерных материалов, но и технологии их переработки. Из низкообогащенного урана можно получить основу для атомной бомбы, в связи с этим возникла необходимость разработки механизма гарантированного доступа стран-потребителей к ядерному топливу на недискриминальной основе.

Идея создания Банка низкообогащенного урана вынашивалась МАГАТЭ еще с 2006 года. С предложением использовать свои площади для создания такого банка выступил президент страны Нурсултан Назарбаев, потому что Казахстан является страной, свободной от ядерного оружия и располагает технологией хранения материалов, а также полностью открыт для инспекторов МАГАТЭ.

Как это будет происходить

Для размещения запасов банка низкообогащенного урана Казахстан предложил две площадки: на территории АО «УМЗ» и площадку №5 на Семипалатинском полигоне. Предпочтение отдали все же ОА «УМЗ».

Юрий Шахворостов:

- Еще в советское время, когда завод выпускал таблетки для ядерных реакторов России, мы хранили на своих складах до 800 тонн низкообогащенного урана, поэтому такой опыт у нас уже есть. Предусматривается, что банк будет иметь в своем запасе всего 60 тонн, что насчитывает довольно малый процент от того объема, который мы можем хранить. Поэтому все слухи о том, что на территории УМЗ уже строят закрытые подземные хранилища, не обоснованы. Ничего не строим, и строить не собираемся.

Под 5%-ный гексафторид урана будет отведена часть существующего склада. Он будет храниться в специальных стальных контейнерах, которые будут транспортироваться по железной дороге на завод. Контейнеры не будут трогать или вскрывать. Главная цель банка – хранение и поставка материала в те страны, с которыми у МАГАТЭ будет заключен договор.

Степень опасности

Юрий Шахворостов:

- Конечно, многие жители области, не зная сути вопроса, волнуются о том, что у нас на территории будет целое захоронение ядерных отходов. Об этом даже и речи нет. В договоре с МАГАТЭ прописывается хранение только низкообогащенного урана, который может пойти в производство. Мы также не будем этот уран обогащать дальше до того уровня, когда он превращается в ядерное оружие; у страны просто нет таких технологий.

С точки зрения радиации – этот уран низкорадиоактивный. Такое же излучение природного характера есть на урановых рудниках и здоровью рабочих оно не вредит. Они даже в цехе урановые таблетки производят без каких-либо специальных защитных костюмов. Главное, чтобы были закрыты дыхательные пути.

Так и для нашего региона никаких экологических последствий быть не может.

Наибольшую опасность представляет переработанное топливо, которое идет из атомных электростанций. Оно несет бешеное излучение, но, я повторю, на территории области его не будет.

По словам Юрия Викторовича, хранить уран в другом виде нет смысла. Сегодня в мире есть немало компаний, предлагающих свои услуги по проектированию и строительству ядерных реакторов. Конструкция топлива для них различна, и поэтому хранить уже готовые топливные сборки нецелесообразно. А из гексафторида урана можно быстро изготовить топливо практически для любого коммерческого энергетического реактора.

Что это даст Казахстану

Александр Евгеньевич Гагарин признает, что для Казахстана проект экономически не привлекателен, так как не несет денег в регион. МАГАТЭ будет только возмещать затраты на хранение.

Проект, в первую очередь, направлен на повышение престижа страны в глазах мирового сообщества. Повысится и имидж предприятия в глазах партнеров по бизнесу. И вот тогда на АО «УМЗ» смогут производить таблетки для ядерных реакторов по специальным заказам от других стран, ведь банк топлива будет рядом, и, возможно, заказчикам будет проще взять не низкообогащенный уран, а уже готовый продукт, который в течение многих лет производят на заводе.

Договор о создании банка ядерного топлива может быть подписан уже в конце этого года. Но, с учетом всех проверок и соблюдения формальностей, процесс согласования может стать достаточно длительным.

Источник: yk.kz
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии